«искусство может создать и понять только человек». Интервью с Машей Дячук

Янв 21, 2022

Это интервью хочу посвятить очень целеустремленному человеку с нетипичной профессией – Марии Дячук. Уже больше четырёх лет мы знакомы вирутально. За это время я стала свидетелем упорства Маши в развитии многих её проектов и не перстаю восхищаться её чувству юмора и креативности. Так что если вы с ней ещё не знакомы, спешу вас познакомить.

А: Маша, привет. Спасибо, что согласилась дать интервью. Ты выбрала очень узкую специализацию, причем по такому направлению, по которому все в универе обычно прогуливали пары — культурология. И на данный момент ты добилась уже немалого успеха, применяя свои знания на практике.

Мне интересно узнать, как связано твоё детство и окружение с тем, чем ты сейчас занимаешься. Хочу поговорить о том, почему для многих культурология и история искусств — это что-то непонятное и скучное. А также, нам нужно разобраться, как тебе удаётся из скучного делать интересное.

Ну что ж, поехали.

А: Как ты представляешься, когда тебе нужно выступить перед новой группой людей или когда у тебя спрашивают чем ты занимаешься?

М: Обычно я говорю что я авторша проекта What`sart и культуролог-искусствовед по образованию. Звучит сложно, я знаю!) Одно время я сокращала и называла себя понятным для большинства словом искусствовед, но потом решила что лучше объяснять и нести культурологию в массы! Это значительно более широкая специальность.

А: Ты магистр по культурологии. Что это значит? В каких сферах применима твоя профессия?

М: Культурология – это наука, которая изучает культуру как целостное понятие/структуру. То есть, я одновременно учила и историю искусства, и археологию (и даже сама участвовала в раскопках), и историю философии, кино и музыки, и явления современной культуры, такие как глобализация, жизнь в цифровом мире и так далее. Такое образование дает возможность очень широко смотреть на мир и легко соединять между собой ниточки разных “миров” современности. Мне кажется, главный плюс моего образования в том, что я могу быстро обработать большое количество информации, структурировать ее, выделить главное и соотнести результат с другими сферами. Это крутой навык, который может пригодиться по сути на любой работе. Мои одногруппники ушли в журналистику, маркетинг, стали арт-директорами, иллюстраторами или открыли свои бизнесы.

Культурология – это наука, которая изучает культуру как целостное понятие/структуру.

А: Как ты любила проводить свободное время в школьные годы?

М: Всегда любила рисовать, но бросила художку заявив маме, что “там не ценят мой талант”) А в целом, наверное, как и большинство детей! Игры во дворе, покемоны и сухая мивина из пачки. Любовь к книгам у меня проснулась где-то уже в старшей школе. 

А: В какой момент у тебя появилась тяга к искусству? И почему ты выбрала именно эту профессию? Кто или что сподвиг тебя на этот выбор?

М: Есть несколько моментов, которые повлияли сильнее всего: галерея Айвазовского в Феодосии, Галерея Уффици во Флоренции и выставка Пиросмани в Киеве. Все эти встречи с искусством произошли со мной еще в школе и подарили нереальные эмоции восхищения, радости и глубоких переживаний. Потому когда я закончила 11 класс, я точно знала что подаю документы только на культурологию и только в Киево-Могилянскую Академию. Мне казалось что это лучший вариант и единственный. Не жалею о своем решении до сих пор!

А: Назови минимум два человека, которые вдохновили и положительно повлияли на тебя в период учёбы (это может быть и школьное время). В чём было их влияние?

М: Пожалуй, мой папа и мой дедушка. Папа привил любовь к книгам и (поскольку он по образованию философ, а по призванию священник) дал мне понимание того, что образование – это инструмент. И гуманитарное образование тоже можно использовать в реальной жизни. Дедушка же – был первым деканом Факультета права в Могилянке, потому я с детства видела именно этих студентов, красивые аудитории и настроение гордости. Потому мне хотелось учиться именно там.

Образование – это инструмент.

А: После окончания учёбы, ты сразу устроилась на работу по специальности? Чем ты занималась?

М: Работать я начала еще во время учебы. Сначала в издательстве “Дух і Літера”, потом в центре современного искусства PinchukArtCentre. Мне кажется, работы “по специальности” для культурологов не существует. На work.ua таких объявлений точно нет. Потому у меня было время поисков и пробы себя в разных сферах: от издательства до центра политических исследований!

А: Был ли момент, когда ты хотела оставить это всё и заняться чем-то другим? Если да, то что или кто не позволил «сойти с дистанции»?

М: Пожалуй, нет. У меня никогда не было четкого плана или большой цели. Сегодня я работаю здесь, потому что хочу и мне нравится опыт который я получаю, а завтра я могу уйти и мир не рухнет. Потому мне нравилось быть политическим аналитиком и я даже соавтор книги об аннексированной собственности в Крыму, где изучила как обстоят дела с культурной собственностью, музеями и объектами под охраной ЮНЕСКО после аннексии Крыма. А потом работала копирайтером в маркетинговом агентстве. В каждый период времени мне это было нужно и я не ощущала, что иду не туда. Новые нейронные связи еще никому не помешали)

А: Как возник проект What’sart?

М: Сначала я родила ребенка! И ушла в декрет. Мне кажется, это хороший момент, чтобы попробовать заняться чем-то, что не будет приносить доход: ты вроде и не работаешь, но и чем-то голова занята. Я начала писать посты об искусстве в своем личном инстаграме под #радиБосха. И еще, так совпало, что я познакомилась с Полиной Кучинской, которая уже имела опыт преподавания живописи. Мы решили замутить что-то вместе! What’sart начался в таком формате: встреча в кофейне, мини-лекция и мастер-класс по живописи акрилом. Спустя 4 или 5 месяцев Полина не смогла продолжать заниматься проектом, а я вот уже почти 4 года продолжаю.

А: Из чего состоит этот проект? На какого он ориентирован? 

Whatsart сегодня – это образовательный проект об искусстве на простом языке. Основная деятельность сосредоточена в Instagram-блоге и на проведении онлайн и офлайн лекций. Также я провожу арт-марафоны и пытаюсь вести TikTok. Также у меня есть подкаст о маркетинге в искусстве “Как продать картину” который я делаю в соавторстве с Ксенией Вербаховской. Проекту будет 4 года 8-го февраля 2022. За это время я сотрудничала с рядом кафе, где проходили ивенты (Хай Росте, Coffee Kiosk, City Zen и др.), спортхабом ЕБШ, школой Projector и с Национальным комплексом ВДНХ. Проводила лекцию в Музее Шевченко в рамках выставки Александра Грехова, на open day в мастерской Ольги Штейн, сотрудничаю с онлайн-школой One Hobby. За время существования проекта обо мне писали Bit.ua, The Devochki, L’Officiel, PEOPLE TALK, PINK, ресурс adme.ru. И я за это не платила 😅

А: Назови любой рекорд связанный с What’sart. (Например — количество людей единовременно на лекции).

М: Одновременно на лекции вживую – 70 человек, онлайн – 190. Мой арт-марафон онлайн прошли уже 80 человек. В Instagram 9,700 подписчиков, а в TikTok пока завирусилось только одно видео, на нем 30 тысяч просмотров. На меня подписана Алина Паш, Таня Старикова, Алёна Гудкова и некоторые известные украинские блогеры. Пока что как-то так.

А: Есть такой мем: «Ну давай, расскажи как мне пригодиться на заводе культурология?» Отсюда напрашивается вопрос, что, на твой взгляд, снижает интерес людей к искусству? И что ты посоветуешь тем, кто, пока, находит музеи, историю искусства и всё с этим связанное скучным?

М: Мне кажется, больше всего отпугивает снобизм тех, кто “в теме”. Я никогда не боюсь и не стесняюсь сказать, что я чего-то не знаю или не понимаю. Но при этом, я стараюсь показывать своим проектом и особенно арт-марафоном то, что искусство – оно не только в музеях и не только для избранных. Оно вокруг нас! Мозаики на станции метро – это искусство, его можно заметить и узнать его историю. Бейонсе в нескольких своих клипах делает прямые визуальные отсылки к шедеврам мировой живописи. И не только она, но и корейская группа BTS, например. В кино очень много скрытых смыслов раскрываются режиссерами через картины в кадре или спрятанные визуальные цитаты. Наш современный мир – это огромный мета-текст. И искусство классный инструмент, чтобы “прочитать” все по-новому.

Искусство классный инструмент, чтобы “прочитать” все по-новому.

А: Какую книгу/книги стоит прочитать, чтобы расширить кругозор и немного больше начать разбираться в искусстве?

М: Ох, самый сложный для меня вопрос, который часто задают. Дело в том, что я учила историю искусства много лет и не по одной книге. Потому я лично не читала книги типа “искусство от А до Я” и не могу их советовать. Но если цель вдохновиться, начать понимать чуть больше или глубже, то я посоветовала бы:

  1. «Искусство видеть» Джона Бергера
  2. «100 ідей, що змінили мистецтво» Майкла Берда
  3. «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» Уилла Гомперца
  4. «Завтрак у Sotheby’s» Филипа Хука

А: У меня во время учёбы в универе был ужасно нудный препод по культурологии, на лекциях которого можно было уснуть стоя с открытыми глазами. Твои же лекции, посты и сторис затягивают и держат во внимании всё время. В чём, как ты думаешь, твой успех, как лектора и искусствоведа?

М: Я в универе задыхалась на парах, когда начинала отвечать! Мне просто не хватало воздуха от переживаний и страха. Хорошо, что можно быть взрослой, работать над собой и менять такие штуки. Я стараюсь говорить с аудиторией, как если бы я рассказывала подруге. Я рассказываю только те темы, от которых у меня горят глаза и поэтому я искренне хочу ими делиться и делаю это. Я работаю с психотерапевтом, чтоб легче относиться к тому, что невозможно нравиться всем и пытаюсь просто быть собой. Как в блоге, так и перед аудиторией. 

Да и препод в универе рассказывает одно и то же годами, изо дня в день, а я провожу несколько лекций в месяц! И только для тех, кто готов слушать.

А: Кстати, чувство юмора это приобретенное качество или врождённое?

М: Это у меня в бабушку! Однажды мне после лекции сказали, что я как удивительная миссис Мейзел из сериала, и что у меня не лекции, а стендап. Было очень приятно! Я никогда не готовлю шутки заранее, всегда получается как-то ситуативно и естественно. Да и стресс помогает! Я из тех людей, которые когда переживают, будут просто фонтанировать остроумием 😅

А: Ты довольна своим заработком? Суммарно, все твои проекты, закрывают твои потребности?

М: Очень долгое время проект не приносил практически ничего. А оплаты за лекции могли покрыть расходы на организацию в ноль. Сейчас ситуация лучше, я много работаю над развитием проекта. Но месяц на месяц не приходится. Иногда я выгораю, устаю и просто не могу читать лекции, тогда конечно это отражается на заработке. Хорошо, что я не одна и общее благосостояние семьи от моих доходов практически не меняется. 

А: Сколько времени тебе понадобилось, чтобы прийти к финансовой независимости? (Или, что тебе, как ты думаешь, ещё для этого нужно?).

М: Для каждого финансовая независимость разная! Если бы я была одна, я бы точно выжила конечно, но сын, например, не ходил бы на все свои кружки и занятия. Мне кажется, деньги вообще странная штука. В 19 я могла чувствовать себя богачкой с тремя тысячами на карточке. Мой папа всегда говорил мне, что главное поступать так, как ты считаешь правильным. А деньги придут. Я где-то так же к ним отношусь, пожалуй. 

А: Каким последним проектом, лекцией, коллаборацией ты гордишься больше всего? Чем он(а) особен(а)?

М: Горжусь тем, что за последнее время я начала много экспериментировать. И в особенности горжусь арт-марафоном. Мне кажется это новый и на 100 процентов мой формат, который делает что-то большее, чем “рассказать людям об искусстве”. Участники формируют сообщество, общаются, поддерживают друг друга и меня! Это очень классно и я рада, что смогла найти такую форму и реализовать ее.

А: А как происходят коллаборации у тебя? Это всегда твоя инициатива или люди могут сами прийти к тебе и предложить сотрудничество? Что нужно, чтобы сделать с тобой совместный проект?

М: Бывает что я прихожу, бывает, что приходят ко мне. Я открыта к людям и проектам, которые совпадают со мной по ценностям! И недавно выяснила, что если стучать, то откроют. Потому сотрудничать со мной достаточно легко, если мы на одной волне.

А: Какие планы ближайшего года?

М: Хочу заработать на Лувр. Вот прям поехать и 4-5 дней подряд ходить только в Лувр. Мне грустно, что я так много знаю, но видела только через экран компьютера. Думаю, пора исправляться!

А: Если бы тебя позвали выступить на TEDx, с какой темой ты бы выступила?

М: “Как искусство делает нас людьми!”. 

А: Обожаю твою рубрику в инстаграм — стишки-пирожки. Что это за вид поэзии? Откуда они рождаются? 

М: Спасибо! Это такое интернет-явление, а по сути стишки – написанное четырехстопным ямбом по схеме 9-8-9-8 или 8-7-8-7 или 9-8-9-2. Я начала их писать для чужих проектов, когда работала копирайтером. А потом для себя! Прошу подписчиков написать 1 слово и от него уже придумываю пирожок. Мне нравится их придумывать, они часто смешные и чуть глупые, это в целом мой формат.

А: Как насчёт пары пирожков прямо сейчас? Слова: интуиция, катапульта.

М: 

катапульта между прочим
это греческий прикол
как и мифы и идея
что красив равно умен
если вы собрались в лувр
на джоконду посмотреть
интуицию оставьте и ищите
声母

А: А теперь давай устроим блиц. Я тебе вопрос, ты короткий ответ.

А: Современное искусство или средневековое искусство?
М: Ауч! Средневековое 
А: Мона Лиза или Крик (картина Мунка)?
М: Крик
А: Красный или зелёный?
М: Зеленый
А: Видео или текст?
М: Видео
А: Онлайн-лекция или офлайн-лекция?
М: Офлайн

А: И последний вопрос: в чём сила искусства?

М: В том, что искусство может создать и понять только человек ❤️

А: Маша, спасибо тебе за то, что ты неотступно делаешь своё дело, и что поделилась своей историей. Жду с нетерпением твой авторский репортаж из Лувра.

Следить за проектами Маши можно – TikTok, подкаст, instagram

0 Комментариев

Добавить комментарий