Как написать холодное письмо в издательство или компанию

Янв 23, 2021

Хочу поговорить о том, как написать письмо в издательство, компанию или лично человеку с предложением о сотрудничестве. 

Немного теории.

Письмо с предложением о сотрудничестве без отклика на вакансию — это холодное письмо. Проще говоря, это когда сам пишешь потенциальному заказчику и предлагаешь ему свои услуги. Обычно такие письма отправляют в издательства, компании и в журналы. Холодное оно потому, что не знакомы лично, не было до этого никакого контакта. 

Отличительные черты таких писем — спокойный тон, лаконичность, отсутствие уговоров, давления и излишней эйфории.

Есть холодные письма, а есть письма с откликом на вакансию. О том, как откликнуться на вакансию будет отдельная статья.

А теперь перейдём к практике.

Допустим вам нужно написать письмо в издательство. Для этого надо: 

1. Писать с именной почты. 

Никаких — [email protected], [email protected]

Никаких конфеток, кисок, светочек, малышек, мачо, максиков, илюшечек. 

В идеале почта — это фамилия — [email protected], или имя/фамилия —[email protected]. Можно использовать инициалы вместо имени и отчества. В редких случая, это может быть и никнейм, по которому уже знают. Но на практике, все равно лучше использовать именную почту, так как это внушает доверие. 

Лично я не открыла бы письмо с подписью [email protected] или [email protected] 

Так же на аватарку нужно разместить реальное фото. Это усиливает эффект серьезности.

Я проводила опрос в сториз и он показал, что около 50% людей не используют именную почту. Так вот, самое время создать себе почту со своим именем/фамилией. Ты — бренд. Твоя фамилия — это по сути, название бренда. 

И ещё, хорошо, чтобы все социалки, почта, сайт — были максимально одинаковыми. 

У меня это выглядит так.

Не идеально, но фамилия прослеживается везде. Так как имя мое не читабельное на английском, я от него сознательно ушла в названии сайта и почты.

Идеально — это когда имя и фамилия на всех ресурсах совпадают.

Но тут нужно варьировать, не всегда свободны имена в том виде в котором вам бы хотелось или очень длинное имя и фамилия (тогда стоит использовать только фамилию). 

2. Заполнить тему письма. 

Максимально коротко передать суть всего письма в паре слов. Никаких кричащих заголовков — «Нарисую для вас лучший комикс». Достаточно написать: «Портфолио иллюстратора».

Тема должна быть обязательно заполненной, иначе есть риск, что письмо попадёт в спам. А если и попадёт на почту издательства, может остаться не прочитанным. 

Соответсвенно, тут можно указать любой свой вид деятельности (портфолио дизайнера, художника, автора). Имя в теме не используем. Оно будет в письме и оно же в названии почты.  

3. Прикрепить портфолио в пдф-формате.  

Пока отталкиваемся, от того, что у вас уже есть портфолио. Напомню, что по количеству страниц оно должно быть не больше 7. 

Никаких ссылок на скачивание портфолио с облака. Никаких архивов. Никаких вордовских документов. Никаких отдельных картинок или фото. Только пдфка. И она должна весить не больше 5-10 Мб. Это общее правило.

Но! Всегда есть исключения. Иногда на сайте издательства/компании можно встретить другой формат подачи портфолио (ссылка, отдельные картинки и т.д.).

4. Написать само письмо. 

Письмо должно быть коротким, человечным, но неэмоциональным и соответствовать заявленной теме. 

Не нужно отсылать пустое письмо с прикреплённой ссылкой или пдфкой. Типа и так понятно: вот вам портфолио — вот вам моя почта. Поставьте себя на место издателя. Вы получаете письмо от заказчика. Оно пустое, есть только ТЗ в пдф-файле. Хочется ли его читать дальше? 

Холодным письмам нехарактерны эмоции, типа:

  • «Я так сильно люблю ваше издательство»,
  • «Я обожаю книги, которые вы издаёте»,
  • «Я всю жизнь мечтал у вас работать».

Но человечность в них присутствует: 

  • «Мне нравится рисовать для детей»,
  • «У меня есть вся серия комиксов про Хильду»,
  • «Мне близка тематика/посыл книг, которые вы издаёте».

Пример 1:

Напишите имя при приветствии, если точно знаете кому пишите. Это будет жирным плюсом. 

Обязательно разделите текст на абзацы. Костяк такой: 

  1. Приветственные слова. 
  2. Пара слов о себе. 
  3. Комплимент о ценности этого издательства/журнала. 
  4. Отсылка к портфолио. 
  5. Завершающие слова. 
  6. Контакты помимо почты.

Пример 2:

Никаких «доброго времени суток». И никаких «Вы» с большой буквы. Согласно правилам деловой переписки это считается «дурным тоном».

И, пожалуйста, никакой лжи. Если у вас нет комиксов или книг этого издательства, напишите, что вам нравится стилистика издательства. Для этого зайдите на сайт, ознакомьтесь с книгами. Выделите для себя, чем вам интересно конкретно это издательство. Это же правило работает для журналов и компаний. 

Расскажу о своем фэйле. 

Сейчас прежде, чем писать в издательство, которое я мало знаю, я захожу на сайт и смотрю ассортимент. Плюс я читаю вкладку «О нас». И обязательно смотрю возраст на который издаются книги. Но так было не всегда. 

Как-то я очень бегло зашла на сайт одного издательства. Посмотрела на обложки, мне они понравились, нашла их контакты и написала им. В ответ получила: «Извините, но мы не издаем книги для детей». Я хоть и не писала, что детский иллюстратор, но моё портфолио говорило об этом. 

Чтобы этого избежать, читайте об издательстве, журнале, компании и только потом пишите им письмо. И если нужно, перевёрстайте портфолио под них.

И ещё, не пишите в письме ту информацию, которая есть в портфолио. Не дублируйте. Лучше напишите меньше, чем по два раза.

5. Добавить контакты. 

Ваши контакты будут в портфолио. Но удобно также несколько контактов прописать в само письмо с активными ссылками. Это: 

  • Телефон,
  • Behance или ваш рабочий сайт,
  • Инстаграм или фэйсбук.

И хорошо указать, что там можно увидеть больше ваших работ. Если, к примеру, ваш инстаграм про вашу жизнь с котом, то лучше его сюда не добавлять. Добавляем только то, что может быть полезно для издателя/компании. 

Из своего опыта скажу, что пишу в крупные издательства максимально коротко. Понимаю, что у артдиректора просто нет времени читать что-то больше двух абзацев. В небольшие компании/издательства я пишу более «тёплые» холодные письма. 

И последний лайфхак. Прежде чем начнёте отправлять письма, установите трекер открывания писем. Так вы будете точно знать, кто прочитал ваше письмо и не ответил, а кто его вообще не читал.

А о том, как откликнутся на вакансию я напишу в одном из следующих постов. Там своя специфика.

4 комментария

  1. Аватар

    Благодарю🙏🙏🙏

    Ответить
    • Аватар

      🙌🏻💚

      Ответить
  2. Аватар

    Благодарю 🙏
    А как грамотно оформить портфолио?

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *