Портфолио художника

Ноя 19, 2021

Думаю, очевидно, что художник/иллюстратор/дизайнер без потрфолио, как птица без крыльев. И чем дольше у творческого человека нет портфолио, тем дольше будет вход в профессию и тем сложнее поиски заказчика. 

И тут нет волшебной таблетки, как и нет единого правила составления портфолио. Каждая определенная творческая сфера, потребует дополнительной информации и своих приёмов и решений. 

В статье хочу ответить на основные вопросы, которые возникают при составлении портфолио и его продвижению. 

Что такое портфолио? 

Есть общепринятые формулировки, что такое портфолио. Мне нравится говорить, что

Портфолио — это способ презентовать свои навыки, и возможность выделиться из толпы. Одёжка по которой встречают. 

Для меня портфолио ≠ резюме. Портфолио не описывает вас и ваше образование, характер, достижения, оно показывает:

  • то, что вы умеете, 
  • то, как вы умеете этим пользоваться, 
  • и чем это может быть полезно для заказчика.

Какие существуют виды портфолио? 

На данный момент популярны три варианта, как презентовать себя. 

  1. Печатный. Это так называемый арт бук. Его можно брать с собой на встречи, отправить по почте в агенства, издательства.  
  2. Электронный. Чаще всего это pdf-файл, который удобно рассылать на электронную почту или отправлять в чаты мессенджеров. 
  3. Онлайн. Это личный сайт или посадочная страница (landing page). Аккаунт на посторонних площадках, таких как: биханс, дрибл, инстаграмм, линкедин и другие. 

Хорошо иметь все три варианта. 

Из чего состоит портфолио?

В зависимости от выбранного вида портфолио, будет разниться наполнением и количеством работ. Разберём все три варианта. 

Печатный вариант 

Арт бук — один из самых солидных инструментов презентации. Естественно, к нему стоит прибегнуть, когда есть сформированный стиль и понимание в каком направлении собираешься работать дальше. Плюс, нужна наработанная база работ. 

По объему арт бук может быть размером с буклет, а может быть полноценной книгой. 

Также стоит позаботиться о качестве печати. Пусть это будут два-три экземпляра, но максимально хорошего качества. 

Электронный вариант 

Это зачастую pdf-файл с ограниченным количеством страниц. По общим рекомендациям от артдиров издательств и агенств, достаточно включить в него 8-10 страниц. Это где-то 10-20 работ. 

По структуре пдф-портфолио может включать: 

  1. Приветствие. 

В двух словах кто вы и какое ремесло вам под силу и какую боль заказчика вы можете закрыть. Например:

Меня зовут Мария Иванова. Я художник-иллюстратор. Рисую детские книги-картинки и обучающие материалы для дошкольников. Использую традиционные материалы: акварель, гуаш, цветные карандаши. Умею верстать и подготавливать файлы к печати. 

  1. Сами работы. 

Это должен быть набор разноплановых работ, которые чередуются по размеру и содержанию: полноценные развороты, отдельные небольшие картинки-детали, скетчи, мокапы. В последовательности работ должен быть ритм и настроение. 

Важно! писать краткую аннотацию к иллюстрациям: какая была задача и как вы её решили. 

  1. Контакты: номер телефона, электронная почта, сайт, одна социальная сеть, одна площадка по типу беханса. Не нужно перечислять все социальные сети и аккаунты.  

Подробнее, хочу рассмотреть на примере. Имеем портфолио книжного иллюстратора. Соответственно портфолио, на 8-10 страниц, должно включать: 

  • Развертку персонажа, желательно человека. 
  • Подборку разных по возрасту, полу, статусу персонажей. 
  • Иллюстрации с проработкой первого, второго и третьего плана (хорошо бы использовать в качестве примера полноценный книжный разворот). И разворот должен быть по возможности заполнен деталями. 
  • Этапы создания иллюстрации: от скетча, проработки цвета, работы с формой и готовый вариант. 
  • Пару иллюстраций с кардинально разным планом. То есть, к примеру: 1 иллюстрация — детская комната, вид прямо, 2 иллюстрация — детская комната, вид сверху. Или иллюстрации с использованием негативного пространства.  
  • Хотя бы один пример обложки (для этого можно использовать мокап). 
  • Иллюстрации с животными. 

Онлайн вариант 

Сайт или лэндинг пэйдж — это профессиональный инструмент самопрезентации. О его преимуществах можно говорить часами, поэтому лучше оставлю несколько примеров сайтов художников: Anna Mirok, Beatrice Blue, Joe Taylor, Notofagus, Dan Gartman.

Важно! Сайт принадлежит вам и вы вправе делать на нём всё что захотите. Главное вовремя оплачивать домен. А использование сторонней площадки не гарантирует вам сохранность данных. 

Также можно воспользоваться готовой площадкой для создания портфолио: инстаграм, фэйсбук, беханс, дрибл, артстэйшен, тумблер, твиттер, девианарт, тильда и другие. Каждая площадка имеет свои преимущества и недостатки. У каждой свои алгоритмы размещения и продвижения. Эти моменты лучше изучить до того, как там зарегистрироваться. И не стоит размещаться на больше чем двух-трёх площадка, иначе просто не хватит на всё сил и пропадёт всякое желание их вести.

И помните, это сторонние платформы. В случае «падения» компании выше портфолио может исчезнуть. Либо в случае изменения её политики, ваши работы могут быть заблокированы, удаленны или использованы третьими лицами. Во всяком случае не загружайте на эти площадки работы в хорошем, максимальном качестве. Так их легче скачать, а потом использовать в корыстных целях. 

Как должно выглядеть портфолио, если есть разные направления в работе?

Сюда же вопрос: Что делать если у меня разные техники исполнения, много разноплановых работ?

Тут всё просто, портфолио может быть несколько. А если сферы применения работ разные, то даже нужно иметь разное портфолио по каждому направлению. 

Например: художник рисует детские книги, а между проектами берётся за логотипы. В таком случае делаем два портфолио. В издательства отправляем книжное портфолио, для потенциальных клиентов, которым нужно лого, отправляем портфолио дизайнера. 

В онлайн формате и печатном делаем то же самое. Печатаем разные арт буки. На бехансе разбиваем кейсы по направлениям. На личном сайте делаем несколько разделов-страниц. 

Не лепите портрет, натюрморт, комиксы, стилизованных персонажей в одно портфолио. Определитесь в каком направлении хотите работать и под него собирайте востребованное портфолио. А разные работы можно постить в социальные сети. 

Что делать дальше, когда портфолио сделано? 

Как бы банально это не звучало, его нужно показать потенциальному заказчику. И начать нужно со своего круга знакомых. Напишите в своей социальной сети, чем вы занимаетесь, добавьте ссылку на портфолио. 

Дальше, я намерено упускаю момент, что если есть портфолио, то значит и есть сфера в которой хочется работать. Будь это геймдэв, книжная иллюстрация, вэб-иллюстрация и т.д. Так что считаем, что по умолчанию знаем сферу, в которой хотим работать. А значит пора искать клиентов.

Вот небольшая инструкция как найти заказчика и показать ему своё портфолио: 

  1. Гуглим все топовые компании-издательства-агенства из выбранной сферы. 
  2. Изучаем. Выбираем те, что подходят ближе всего по духу, стилю, настроению. 
  3. Выписываем их электронные адреса, составляем, скажем так, свою потенциальную клиентскую базу. Коротко описываем, чем компания интересна, чем занимается. 
  4. Устанавливаем трекер открытия писем. 
  5. Пишем каждой компании индивидуальное, холодное письмо. О том как писать такие письма читать здесь. Не забываем прикреплять свое пдф-портфолио (+ссылку на сайт, если он есть). 
  6. Ждём ответа. Смотрим по трекеру кто письма открывает, а у кого они возможно попадают в спам. 

Пусть вас не смущает, когда после 100 письма у вас не будет контракта в кармане. Продолжайте улучшать портфолио и продолжайте напоминать о себе. Изучайте новых потенциальных клиентов и отправляйте им письма. Это морально не просто, но дорогу осилит идущий. 

Ещё один способ получить заказ — это предложить конкретную идею потенциальному заказчику. Например, цветочному магазину на углу, в котором вы постоянно берете цветы, можно предложить нарисовать серию открыток. А сети кафе, в котором вы бываете с друзьями, предложить пару тематических постеров. Но, когда предлагаем идею, значит уже знаем как её можно реализовать, что для этого нужно и сколько это будет стоить. 

И помним, нужно быть активными, но ненавязчивым. 

Ещё нужно продвигать своё портфолио в сети. Давать на него ссылки (во всех социальных сетях), участвовать в марафонах (если у вас Инстаграм), вступать в сообщества (биханс), быть активными в нишевых группах на фб и телеграмм. 

Что ещё хочется добавить: 

Раз в год, а то и чаще, стоит обновлять портфолио и снова отправлять его по собранной клиентской базе. Это нормальная практика.

Если какая-то компания вам ранее отказала, а вы в последствии поменяли стилистику, или на ваш взгляд значительно улучшили портфолио, смело отправляйте портфолио повторно. 

Также хорошо найти специализированные телеграмм-каналы, fb-каналы по выбранной сфере и подписаться на них. В таких каналах нередко появляются заказчики и предлагают работу. А там активно откликаемся на вакансии, которые вам по духу. Не ждите когда напишут вам. Также в таких группах можно получит фидбек на портфолио и узнать со стороны, что в нем стоит усилить. 

При свёртывании пдф-портфолио важно обратить внимание на его размер. Желательно чтобы он был в пределах 10-20 Мб. В идеале до 10 Мб. Иначе есть шансы, что его просто не станут скачивать и открывать. Уважайте цифровое пространство клиентов. 

В редких случаях заказчик может попросить сбросить не пдф-файл, а несколько иллюстаций. Так что не лишним будет иметь под рукой 4-5 лучших иллюстраций в формате png или jpg. 

Главное правило для любого портфолио — лучше меньше, но качественнее, чем больше, но средненько. 

Не ждите лучшего времени, крутых способностей, выраженного стиля, чтобы создать портфолио. Начните делать его уже сейчас, работая с тем материалом, который есть сейчас. А завтра начинайте его улучшать. 

И подведём итог: 

✔ Портфолио важный элемент продвижения творческого человека. 

✔ Качественно созданное портфолио работает, как зачётка на студента. 

✔ Чтобы о вас узнали, нужно брать инициативу в свои руки и не стесняться себя презентовать. 

✔ Минимальный набор, чтобы презентовать себя должен состоять из: пдф-файла, и желательно одной социальной сети со своими работами.

А закончить хочу простым, в моём случае действенном, лайфхаке

Сделайте свою яркую, креативную визитку, классическую или визитку-наклейку. Оставляйте её в кафе, транспорте, спортивном клубе, бассейне, давайте при личных встречах, вкладывайте в посылки. Распространяйте один словом везде, где сможете. Таким образом новые люди будут узнавать о вас и могут стать в последствии вашими клиентами. 

Пы.сы. Иллюстрации — это не просто картинки, это визуальная история, которая помогает вашему клиенту быть узнаваемым, а значит более успешным. Это ли не магия? 

Всем мир, пук, лайк! 

4 комментария

  1. Аватар

    Спасибо вам большое!) Многое взяла на заметку.

    Ответить
    • Аватар

      Пожалуйста 🙌🏻 пусть все задумки воплотятся в жизнь 🤗

      Ответить
  2. Аватар

    Прекрасная статья! Пора привести в порядок и свой сайт тоже

    Ответить
    • Аватар

      Хе. У меня аналогичная задача 😁

      Ответить

Добавить комментарий для Полина Отменить ответ

%d такие блоггеры, как: