Думаю, очевидно, что художник/иллюстратор/дизайнер без потрфолио, как птица без крыльев. И чем дольше у творческого человека нет портфолио, тем дольше будет вход в профессию и тем сложнее поиски заказчика.
И тут нет волшебной таблетки, как и нет единого правила составления портфолио. Каждая определенная творческая сфера, потребует дополнительной информации и своих приёмов и решений.
В статье хочу ответить на основные вопросы, которые возникают при составлении портфолио и его продвижению.
Что такое портфолио?
Есть общепринятые формулировки, что такое портфолио. Мне нравится говорить, что
Для меня портфолио ≠ резюме. Портфолио не описывает вас и ваше образование, характер, достижения, оно показывает:
- то, что вы умеете,
- то, как вы умеете этим пользоваться,
- и чем это может быть полезно для заказчика.
Какие существуют виды портфолио?
На данный момент популярны три варианта, как презентовать себя.
- Печатный. Это так называемый арт бук. Его можно брать с собой на встречи, отправить по почте в агенства, издательства.
- Электронный. Чаще всего это pdf-файл, который удобно рассылать на электронную почту или отправлять в чаты мессенджеров.
- Онлайн. Это личный сайт или посадочная страница (landing page). Аккаунт на посторонних площадках, таких как: биханс, дрибл, инстаграмм, линкедин и другие.
Хорошо иметь все три варианта.
Из чего состоит портфолио?
В зависимости от выбранного вида портфолио, будет разниться наполнением и количеством работ. Разберём все три варианта.
Печатный вариант
Арт бук — один из самых солидных инструментов презентации. Естественно, к нему стоит прибегнуть, когда есть сформированный стиль и понимание в каком направлении собираешься работать дальше. Плюс, нужна наработанная база работ.
По объему арт бук может быть размером с буклет, а может быть полноценной книгой.
Также стоит позаботиться о качестве печати. Пусть это будут два-три экземпляра, но максимально хорошего качества.
Электронный вариант
Это зачастую pdf-файл с ограниченным количеством страниц. По общим рекомендациям от артдиров издательств и агенств, достаточно включить в него 8-10 страниц. Это где-то 10-20 работ.
По структуре пдф-портфолио может включать:
- Приветствие.
В двух словах кто вы и какое ремесло вам под силу и какую боль заказчика вы можете закрыть. Например:
Меня зовут Мария Иванова. Я художник-иллюстратор. Рисую детские книги-картинки и обучающие материалы для дошкольников. Использую традиционные материалы: акварель, гуаш, цветные карандаши. Умею верстать и подготавливать файлы к печати.
- Сами работы.
Это должен быть набор разноплановых работ, которые чередуются по размеру и содержанию: полноценные развороты, отдельные небольшие картинки-детали, скетчи, мокапы. В последовательности работ должен быть ритм и настроение.
Важно! писать краткую аннотацию к иллюстрациям: какая была задача и как вы её решили.
- Контакты: номер телефона, электронная почта, сайт, одна социальная сеть, одна площадка по типу беханса. Не нужно перечислять все социальные сети и аккаунты.
Подробнее, хочу рассмотреть на примере. Имеем портфолио книжного иллюстратора. Соответственно портфолио, на 8-10 страниц, должно включать:
- Развертку персонажа, желательно человека.
- Подборку разных по возрасту, полу, статусу персонажей.
- Иллюстрации с проработкой первого, второго и третьего плана (хорошо бы использовать в качестве примера полноценный книжный разворот). И разворот должен быть по возможности заполнен деталями.
- Этапы создания иллюстрации: от скетча, проработки цвета, работы с формой и готовый вариант.
- Пару иллюстраций с кардинально разным планом. То есть, к примеру: 1 иллюстрация — детская комната, вид прямо, 2 иллюстрация — детская комната, вид сверху. Или иллюстрации с использованием негативного пространства.
- Хотя бы один пример обложки (для этого можно использовать мокап).
- Иллюстрации с животными.
Онлайн вариант
Сайт или лэндинг пэйдж — это профессиональный инструмент самопрезентации. О его преимуществах можно говорить часами, поэтому лучше оставлю несколько примеров сайтов художников: Anna Mirok, Beatrice Blue, Joe Taylor, Notofagus, Dan Gartman.
Важно! Сайт принадлежит вам и вы вправе делать на нём всё что захотите. Главное вовремя оплачивать домен. А использование сторонней площадки не гарантирует вам сохранность данных.
Также можно воспользоваться готовой площадкой для создания портфолио: инстаграм, фэйсбук, беханс, дрибл, артстэйшен, тумблер, твиттер, девианарт, тильда и другие. Каждая площадка имеет свои преимущества и недостатки. У каждой свои алгоритмы размещения и продвижения. Эти моменты лучше изучить до того, как там зарегистрироваться. И не стоит размещаться на больше чем двух-трёх площадка, иначе просто не хватит на всё сил и пропадёт всякое желание их вести.
И помните, это сторонние платформы. В случае «падения» компании выше портфолио может исчезнуть. Либо в случае изменения её политики, ваши работы могут быть заблокированы, удаленны или использованы третьими лицами. Во всяком случае не загружайте на эти площадки работы в хорошем, максимальном качестве. Так их легче скачать, а потом использовать в корыстных целях.
Как должно выглядеть портфолио, если есть разные направления в работе?
Сюда же вопрос: Что делать если у меня разные техники исполнения, много разноплановых работ?
Тут всё просто, портфолио может быть несколько. А если сферы применения работ разные, то даже нужно иметь разное портфолио по каждому направлению.
Например: художник рисует детские книги, а между проектами берётся за логотипы. В таком случае делаем два портфолио. В издательства отправляем книжное портфолио, для потенциальных клиентов, которым нужно лого, отправляем портфолио дизайнера.
В онлайн формате и печатном делаем то же самое. Печатаем разные арт буки. На бехансе разбиваем кейсы по направлениям. На личном сайте делаем несколько разделов-страниц.
Не лепите портрет, натюрморт, комиксы, стилизованных персонажей в одно портфолио. Определитесь в каком направлении хотите работать и под него собирайте востребованное портфолио. А разные работы можно постить в социальные сети.
Что делать дальше, когда портфолио сделано?
Как бы банально это не звучало, его нужно показать потенциальному заказчику. И начать нужно со своего круга знакомых. Напишите в своей социальной сети, чем вы занимаетесь, добавьте ссылку на портфолио.
Дальше, я намерено упускаю момент, что если есть портфолио, то значит и есть сфера в которой хочется работать. Будь это геймдэв, книжная иллюстрация, вэб-иллюстрация и т.д. Так что считаем, что по умолчанию знаем сферу, в которой хотим работать. А значит пора искать клиентов.
Вот небольшая инструкция как найти заказчика и показать ему своё портфолио:
- Гуглим все топовые компании-издательства-агенства из выбранной сферы.
- Изучаем. Выбираем те, что подходят ближе всего по духу, стилю, настроению.
- Выписываем их электронные адреса, составляем, скажем так, свою потенциальную клиентскую базу. Коротко описываем, чем компания интересна, чем занимается.
- Устанавливаем трекер открытия писем.
- Пишем каждой компании индивидуальное, холодное письмо. О том как писать такие письма читать здесь. Не забываем прикреплять свое пдф-портфолио (+ссылку на сайт, если он есть).
- Ждём ответа. Смотрим по трекеру кто письма открывает, а у кого они возможно попадают в спам.
Пусть вас не смущает, когда после 100 письма у вас не будет контракта в кармане. Продолжайте улучшать портфолио и продолжайте напоминать о себе. Изучайте новых потенциальных клиентов и отправляйте им письма. Это морально не просто, но дорогу осилит идущий.
Ещё один способ получить заказ — это предложить конкретную идею потенциальному заказчику. Например, цветочному магазину на углу, в котором вы постоянно берете цветы, можно предложить нарисовать серию открыток. А сети кафе, в котором вы бываете с друзьями, предложить пару тематических постеров. Но, когда предлагаем идею, значит уже знаем как её можно реализовать, что для этого нужно и сколько это будет стоить.
И помним, нужно быть активными, но ненавязчивым.
Ещё нужно продвигать своё портфолио в сети. Давать на него ссылки (во всех социальных сетях), участвовать в марафонах (если у вас Инстаграм), вступать в сообщества (биханс), быть активными в нишевых группах на фб и телеграмм.
Что ещё хочется добавить:
Раз в год, а то и чаще, стоит обновлять портфолио и снова отправлять его по собранной клиентской базе. Это нормальная практика.
Если какая-то компания вам ранее отказала, а вы в последствии поменяли стилистику, или на ваш взгляд значительно улучшили портфолио, смело отправляйте портфолио повторно.
Также хорошо найти специализированные телеграмм-каналы, fb-каналы по выбранной сфере и подписаться на них. В таких каналах нередко появляются заказчики и предлагают работу. А там активно откликаемся на вакансии, которые вам по духу. Не ждите когда напишут вам. Также в таких группах можно получит фидбек на портфолио и узнать со стороны, что в нем стоит усилить.
При свёртывании пдф-портфолио важно обратить внимание на его размер. Желательно чтобы он был в пределах 10-20 Мб. В идеале до 10 Мб. Иначе есть шансы, что его просто не станут скачивать и открывать. Уважайте цифровое пространство клиентов.
В редких случаях заказчик может попросить сбросить не пдф-файл, а несколько иллюстаций. Так что не лишним будет иметь под рукой 4-5 лучших иллюстраций в формате png или jpg.
Главное правило для любого портфолио — лучше меньше, но качественнее, чем больше, но средненько.
Не ждите лучшего времени, крутых способностей, выраженного стиля, чтобы создать портфолио. Начните делать его уже сейчас, работая с тем материалом, который есть сейчас. А завтра начинайте его улучшать.
И подведём итог:
✔ Портфолио важный элемент продвижения творческого человека.
✔ Качественно созданное портфолио работает, как зачётка на студента.
✔ Чтобы о вас узнали, нужно брать инициативу в свои руки и не стесняться себя презентовать.
✔ Минимальный набор, чтобы презентовать себя должен состоять из: пдф-файла, и желательно одной социальной сети со своими работами.
А закончить хочу простым, в моём случае действенном, лайфхаке.
Сделайте свою яркую, креативную визитку, классическую или визитку-наклейку. Оставляйте её в кафе, транспорте, спортивном клубе, бассейне, давайте при личных встречах, вкладывайте в посылки. Распространяйте один словом везде, где сможете. Таким образом новые люди будут узнавать о вас и могут стать в последствии вашими клиентами.
Пы.сы. Иллюстрации — это не просто картинки, это визуальная история, которая помогает вашему клиенту быть узнаваемым, а значит более успешным. Это ли не магия?
Всем мир, пук, лайк!
Спасибо вам большое!) Многое взяла на заметку.
Пожалуйста 🙌🏻 пусть все задумки воплотятся в жизнь 🤗
Прекрасная статья! Пора привести в порядок и свой сайт тоже
Хе. У меня аналогичная задача 😁
Благодарю! 🙏
Здравствуйте, спасибо за статью, очень полезная информация! Скажите, а у Вас нет примеров хороших портфолио именно в пдф-формате? Я сколько ищу просто посмотреть, а везде ссылки на портфолио на беханс, дриббле и т.п., то есть уже на сайте, а там совсем другое оформление. Хотела бы именно удачные портфолио в пдф посмотреть
Спасибо за статью, очень полезная информация! Скажите пожалуйста, а Вы не знаете примеров удачных портфолио именно в пдф-формате? Я сколько ищу, везде только ссылки на сайты-портфолио, а конкретно в пдф оформленных не нахожу