«Иллюстрация — закодированное послание для зрителя». Интервью с Анной Смирновой

Фев 7, 2022

Это интервью не могу не начать с личной истории. Когда я только начинала рисовать и изучала мир иллюстраторов, то пересматривала сотни аккаунтов художников в Инстаграм. Одни не цепляли, другие удивляли, а третьи западали в душу. Так, одной из первых, на кого я подписалась, была наша сегодняшняя гостья — Анна Смирнова, ещё известная по нику Мой Мирок.

Привет, Аня. До сих пор помню голубя Василия и то, как сильно меня впечатлила самобытность, лаконичность и неповторимость твоего стиля.

Тогда предоставила, как однажды буду в твоём городе и приглашу тебя на чай, чтобы побеседовать о приключениях Василия, жизни и о том как рождаются чудные и милые персонажи. И, пам-пам, этот момент настал. Правда, разговор будет виртуальным, но не менее ценным. Так что, самое время заварить травяной чай и приступить к беседе.

Предлагаю начать с блица. Я тебе вопрос, ты короткий ответ.

Ал: Ты экстраверт или интроверт?
Ан: интроверт

Ал: кофейный напиток или чай?
Ан: чай, желательно, травяной

Ал: Если бы ты была цветом, то каким?
Ан: цвета морковки

Ал: Горы или море?
Ан: море и иногда горы

Ал: Традиционные материалы или диджитал устройства?
Ан: традиционные в диджитал-обработке

Расскажи, пожалуйста, каким было твоё детство? Чем ты любила заниматься в свободное время? Что вызывало восторг?

Моё детство было без границ. Всё лето и кусочек осени мы жили в заброшенном детском лагере. Можно было намазать бутерброды, положить черепаху в рюкзак и на весь день уйти лазать по чердакам и подвалам полуразрушенных зданий. Мне нравилось исследовать, чертить карту местности, представлять, что это мой мир.

Моё детство было без границ.

Когда лето заканчивалось, начинались бесконечные творческие и спортивные кружки. Рисование в том числе! Всё свободное время я возилась с LEGO и компьютерными играми вроде Небывальщины (The Neverhood), чтобы погрузиться в другую реальность. Я очень люблю животных и хотела стать ветеринаром. Ещё была без ума от ожидания Нового Года, от возможности создать для кого-то праздник, с сентября начинала продумывать список подарков и вечеринку для семьи и соседей.

Кто по профессии твои родители? Есть ли у тебя братья/сестры? Были/есть у вас семейные традиции? Какие твои любимые?

Мой папа — дизайнер. Это он показал мне, что можно рисовать всякие штуки и веселиться. Мама — учёный. Мне всегда нравилось приходить к ней в лабораторию, слишком уж это таинственно — наблюдать через микроскоп за целой вселенной.

Мы очень трепетно относимся ко Дню Победы. Мой дедушка был капитаном, и истории из его жизни каждый раз помогают собраться и иначе взглянуть на происходящее. Среди любимых традиций — смотреть парад военных кораблей, есть шарлотку (папино фирменное блюдо) и снимать 3 секунды видео со значимым событием дня, чтобы в конце года смонтировать фильм (эту затею мы подсмотрели у друзей).

Какие три урока из детства ты перенесла во взрослую жизнь?

Не знаю почему, но с самого раннего детства я мечтала найти дело своей жизни. Пробовала то одно, то другое. И довольно рано поняла, что профессия может быть любой, даже если до тебя этим никто не занимался, даже если ты собрал её как конструктор из множества странных увеличений, к которым никто серьезно не относится. Мои затеи часто ставились под сомнения даже близкими, поэтому я редко показываю проекты до тех пор, пока они не готовы на 100%. Ну и главный урок — не употреблять за один раз слишком много чипсов, сухариков и газировки.

К какому подвиду творцов ты себя относишь? (Имеется в виду, художник, живописец, иллюстратор, концептуальщик и прочее). Меняла ли ты в процессе творческие области?

По образованию я графический дизайнер, и первое время работала по специальности. Потом решила стать иллюстратором, и мне это, вроде как, удалось. Сейчас сложно назвать себя художником на 100%. Довольно много времени я посвящаю моему курсу, преподаванию. Ещё часть времени занимает съёмка передач и ведение блога.

В каком городе ты обитаешь сейчас? Это город в котором ты родилась? Повлиял ли твой родной город на твой творческий путь?

Я родилась и живу в Петербурге. В школу я ходила далеко от центра, а вот той самой атмосферой города прониклась только с поступлением в Университет. Учась на дизайнера, обращала внимание на оформление, собирала красивые флаеры, визитки в большую коробку. Многие кафе, книжные лавки, витрины магазинов очень вдохновляли, хотелось когда-нибудь рисовать для них. Постепенно это сбылось.

Как часто тебе нужно менять картинку за окном?

Очень нужно! Но последние пару лет я путешествую в пределах Ленинградской области. Люблю Карелию. Мечтаю, чтобы всё наладилось, и можно было бы снова взять билет в любую точку на карте.

У тебя свой, неповторимый стиль к которому у тебя был не самый быстрый путь. Почему иметь свой выраженный стиль было важным для тебя?

Во-первых, хотелось трудиться в гармонии с собой. Я долго рисовала, как «надо». И не могла понять, что со мной не так? Почему это не приносит мне удовольствия? Первые несколько курсов я занималась неохотно, прогуливала с целью найти себя в чем-то другом — хореография, театр, фотография… Засыпала с мыслью: «необходимо найти дело, которому можно посвятить себя, иначе всё пропало!». Я продолжала рисовать. По чуть-чуть в работах стал проклёвываться близкий мне стиль, а вместе с ним появилась энергия, уверенность и желание исследовать свои возможности дальше. Тогда я поняла, что вообще не важно — ты рисуешь, танцуешь или печёшь пирожки. Если ты делаешь это в ладу с собой, всё будет складываться. Эта идея позволила сфокусироваться и начать воплощать один проект за другим.

Засыпала с мыслью: «необходимо найти дело, которому можно посвятить себя, иначе всё пропало!».

И во-вторых, я наблюдала за художниками, у которых было много всего, о чём я только могла мечтать — интересные проекты, книги, выставки, портфолио, от которого захватывает дух. Не пришлось долго разгадывать их секрет, ведь у каждого ясно читался свой авторский стиль. Поэтому я принялась развивать то немногое, что у меня получалось «от себя», и что я неосознанно повторяла из одной работы в другую.

Кто/что и каким образом поддерживал/о тебя пока ты была в поисках?

Я надеюсь быть в поиске всю жизнь. Но тогда я много общалась с людьми разных творческих профессий. Кому удалось обнаружить клад внутри. Создать что-то, обладающее космической притягательностью. Сбыться — быть тем, для чего тебя задумали. Они все меня поддерживали и вдохновляли. Особенно, мой преподаватель по живописи — Владимир Загоров. Каждая его фраза и каждый вопрос к нам, студентам, помогал сделать пару широких шагов себе навстречу.

Как считаешь, можно ли стать заложником своего же стиля? Не думала выйти за его рамки? Попробовать кардинально новое?

Когда много рисуешь на заказ, подмечаешь, что определенные паттерны, цвета, лица подходят для большинства случаев. Эксперименты откладываются в сторону. Это нормально, если мы договорились с собой работать в таком режиме. Это как рельсы для того, чтобы быстрее ехать. Думаю, то же происходит и у свободных художников, чьи картины начинают успешно продаваться за счёт какой-то изюминки. Появляется некоторая стабильность и уверенность, с которой сложно и боязно соскочить.

Мы с моим стилем меняемся, и хочется обновить даже то, что безотказно работает. Но есть составляющие, которые как будто во мне запрограммированы. Я их не выбирала. Просто обнаружила и уделила внимание. Например, мне близки яркие акценты на естественных, приглушённых тонах, персонажи-животные, морская, научная тематика, сюжеты про побег. Я в этом вижу бесконечную глубину, от которой не устаю. И ещё какой-то своеобразный наклон всех предметов, наверное, это из-за того, что криво сижу.

Помнишь свои эмоции, когда закончила первый заказ в «своём» стиле? Какими они были? Был ли за него гонорар?

Таким заказом могу считать упаковку для пончиков. Я выиграла конкурс, и коробку с моим дизайном напечатали большим тиражом, поставили в новогодние витрины. Люди фотографировали и выкладывали пончика-оленя и пончика-деда с хештегами. Счастью не было предела! Я чувствовала, что это начало чего-то нового, что моим странным затеям, живущим в голове, нужно было просто немного помочь. И теперь я наконец-то при устройстве на работу могла показать в портфолио настоящий реализованный проект. А гонорар был съедобным 🙂

Ты работаешь как фрилансер или имеешь постоянное место работы/сотрудничество с агентством?

Я рисую на заказ как фрилансер, а над курсом «Лаборатория стиля» мы работаем вместе с командой.

Что для тебя значит быть успешным художником, иллюстратором? Успешный иллюстратор — это обеспеченный финансово человек?

Успешный для меня ближе к счастливому, чем к обеспеченному. Вспоминая разные периоды, заметила, что самые светлые времена, наполненные энтузиазмом и балансом в разных сферах жизни, не были связаны с большим заработком. Но профессия иллюстратора (а это уже не совсем свободный художник) подразумевает взаимодействие с людьми, будь то заказ или продажа готовых работ. Важно изучать, что близко моей аудитории, а не только мне. Если с финансовой стороны не ладится, где-то на производстве нужно подкрутить винтик. И это не всегда связано с тем, как выглядят иллюстрации.

Какие проекты, в твоей практике, приносят бо́льшие гонорары? Книги, частные заказы, реклама и т.д?

Больше всего приносят проекты для компаний, реклама или корпоративные заказы, на втором месте — книги, а на третьем — частные заказы. Но именно они получаются особо душевными, потому что мне нравится рисовать для кого-то конкретного.

Расскажи, пожалуйста, как проходит твой рабочий процесс? Ты предпочитаешь уединение и тишину или тебя шум и чьё-то присутствие не отвлекает?

Мне нравится делить день на 3 части, чтобы его как бы становилось больше. Утром стараюсь не пропускать спорт, медитацию. Пока сил много, делаю сложные дела, которые требуют концентрации — придумать идею, написать текст, набросать эскиз. Днём иду в кафе, прихватив наушники, потому что шум, и правда, мешает сосредоточиться. Но в то же время движение вокруг настраивает на рабочий лад и помогает быстрее закончить начатое. Вечером дорабатываю эскизы, это такой успокаивающий процесс наедине с собой.

Что для тебя самое лёгкое в создании работ, и что – самое сложное?

Самое простое — начать. Меня увлекает процесс придумывания, простых карандашных рисуночков. Я стараюсь быть открытой к идеям, которые ко мне приходят. В это время чувствую, что занимаюсь тем, чем должна. А вот трудности начинаются ближе к завершению, когда нужно показать свою работу миру — почти всегда хочется ещё капельку улучшить. Но я повторяю «как получилось, так и хорошо», и чем больше мы рисуем, тем менее священной представляется каждая иллюстрация, и тем проще завершить начатое и перейти к следующему. Ещё я тяжело переношу правки, поэтому стараюсь работать без них.

Благодаря каким составляющим, как ты думаешь, у тебя получаются такие характерные и незабываемые герои за которыми не устаёшь наблюдать?

Наблюдательность. Я не рисую реалистично, но мне важно сохранить в персонаже своё впечатление о нём. Поэтому перед эскизами я долго наблюдаю, подмечаю характерные особенности, смотрю, как это существо двигается, как общается, как взаимодействует с миром. Чем больше времени я могу посвятить исследованию, тем менее шаблонным получится мой герой;

Контраст. Зрителю неинтересно смотреть на копию жизни, ведь реальность итак повсюду вокруг него. Поэтому дальше я добавляю контраст: преувеличиваю какую-то деталь или часть тела персонажа, чтобы по его силуэту сразу можно было предугадать, как он поступит в той или иной ситуации;

Простота. Иллюстрация — закодированное послание для зрителя. Часто есть всего доля секунды, чтобы он мог заметить работу и оценить, что хотел сказать автор. Поэтому важна ясность. Я доверяю своей руке сделать много хаотичных набросков, а потом — убираю из них всё лишнее, чтобы осталась только суть.

Иллюстрация — закодированное послание для зрителя.

Если бы у тебя был патронус, какое это было бы животное и почему?

Черепаха, конечно же! Мой помощник уже 25 лет.

На Ютубе у тебя есть канал с чудесными по атмосфере и полезными по содержанию передачки. Ты их создаёшь сама или у тебя есть помощники? На примере своей последней передачи, про создание мозаики, расскажи что нужно для её создания. (Например: сценарий, запись, видео, запись звука, монтирование и т.д.) Уже есть задумка для следующей?

Спасибо! Бывает по-разному. По большей части я снимаю передачи сама. Но есть сложные сюжеты (например, где я куда-то иду) — тут не обойтись без помощника! Передача про мозаику — не совсем типичный пример, ведь она сложилась внезапно. Мы уезжали из Рима, и вдруг по дороге домой повстречали такую душевную мастерскую. Конечно, захотелось поделиться этим событием!

А если говорить про большинство передач, то процесс строится примерно так: я придумываю идею, готовлю всё, что будет в кадре (рисунки, реквизит, фоны, свой образ). Снимаю процесс, натуру, синхроны. Записываю голос, подбираю музыку, монтирую передачу, иногда делаю цветокоррекцию, рисую титры, готовлю обложку и наконец-то загружаю! Да, у меня миллион задумок, но как видите, это небыстрый процесс, в котором не всё зависит от меня на 100 %. Однако, новая передача появится на канале уже совсем скоро.

Твой ютуб-канал монетизирован, приносит ли он тебе деньги?

Нет, сейчас канал не монетизируется.

Ты создала потрясающий практический курс, где делишься своими техниками и секретами как найти свой стиль. Почему ты решилась создать образовательный проект? Есть ли в планах новый курс?

Когда я начала снимать передачи, спрашивала у зрителей — о чём бы им хотелось узнать? Большинство ответов было про стиль. Но тема оказалась такой необъятной, что отдельный пост или видео скорее ещё больше запутали бы того, кто в поисках. Я решила записывать наблюдения из своей практики: с чего я начинала, как выбирала направление, технику, цветовую палитру, как справлялась с желанием копировать других художников, как находила близкие мне заказы. Без особого понимания, как преподнести всю эту информацию, чтобы ничего не упустить. Но потом мне написала Таня из журнала Heim и предложила сделать курс по рисованию. Пазл сложился!

Как видишь, меня всегда волновала тема поиска себя. И вопрос, что нужно сделать, чтобы не просто быть востребованным, а ещё и просыпаться каждый день с радостью, трудиться осмысленно и чувствовать себя на своём месте. Поэтому у меня не было цели научить рисовать в какой-то определенной манере. Наоборот — хотелось показать, что рисовать можно как угодно. Обозначить маршрут, пройдя по которому, человек мог бы обнаружить в себе сокровища, о которых раньше и не подозревал, и которые станут основой для его индивидуальной манеры рисовать. Подсказать, где он дальше сможет это применить. Ну и просто поделиться множеством практических секретиков, чтобы по итогу получился хороший проект в портфолио.

Идея для продолжения курса есть, предстоит найти для неё форму.

Расскажи одну историю своего студента, которая запала тебе в сердце?

Сложно выделить одну историю. Всегда радостно видеть, как на курсе сбывается мечта. Например, Наташа @nalla.tau создала серию про бухгалтера, который бросил работу и отправился на поиски себя, в итоге эта история попала на книжный фестиваль «Морс». Наташа @sherman_natali мастерски нарисовала человечков для винных этикеток, и после курса получила заказ на разработку настольной игры для продакшн-студии.

Курс — это время, на протяжении которого у человека есть мотивация и поддержка, чтобы создать объёмный личный проект, что в обычных условиях мы обычно откладываем до лучших времен. Если учеником движет большая цель, проект выходит с душой и продолжается за пределами курса. Даша @daryamayo_illustrator написала и проиллюстрировала детскую книгу. Женя @ledwenka — стилист, сделала инструкцию для тех, кто отправляется на распродажу. Ася @asya.trgv напечатала благотворительные открытки, с продажи которых купила корм для собак в приюте.

И последний вопрос на сегодня, Аня, как ты, считаешь, в чём сила иллюстрации?

Для меня иллюстрация — это путь, на котором я могу познакомиться с собой, реализовать то, для чего меня задумали, возможно, сделать чью-то жизнь на пару минут чуть радостней и ярче. Как человеку не самому общительному, мне всегда было важно рассказывать о своих впечатлениях без слов, и как человеку, остро чувствующему реальность, погружаться в выдуманный мир, живущий по моим правилам. А закончить хочу фразой Александра Митты:

«Искусство — ваша личная зона порядка в мире хаоса». 🌿

Ал: Аня, спасибо огромное за эту беседу. И поздравляю тебя с днём рождения. Ещё одного незабываемого года жизни тебе!

Контакты Анны: сайт, инстаграм, курс «Лаборатория стиля», ютуб-канал.

*Все фотографии и иллюстрации из личного архива Анны Смирновой.

0 Комментариев

Добавить комментарий